В этом году главная игровая выставка планеты, E3, будет отмечать свой двадцатипятилетний юбилей. Четверть века по меркам игровой индустрии - срок огромный, потому кажется, что E3 была и будет всегда. Но все идет к тому, что уже скоро выставка окончательно утратит свой статус «главного события года».НЕ ТАКАЯ, КАК ВСЕ
E3 всегда кардинально отличалась от других выставок уровня Gamescom или Tokyo Game Show. Если последние ориентируются на рядовых игроков и регулярно обновляют рекорды посещаемости, то у E3 цель была другой. Изначально она задумывалась, как мероприятие, на котором издатели обсуждают сделки с крупными розничными сетями, а также проводят презентации новых проектов для прессы. Именно поэтому по количеству посетителей E3 не дотягивает не только до Gamescom, но даже до «ИгроМира».
Поначалу такая концепция смеси деловой выставки и шоу себя оправдывала, но в 2007 году E3 столкнулась с кризисом. Крупные издатели подсчитали, что каждому из них участие в выставке обходится в сумму от 5 до 10 миллионов долларов, и потребовали от организаторов E3 уменьшить расходы. В результате выставка стала более камерной и фактически ютилась в ангарах. После пары лет такой экономии участники и организаторы пришли к выводу, что получается как-то совсем уж несолидно, и решили вернуться к прежнему варианту. Но при этом предполагалось, что количество гостей выставки будет строго ограничено, а простых смертных туда и вовсе пускать не будут. И хотя затем от этого правила отошли, посещаемость E3 в последние годы все равно колебалась в районе 60-70 тысяч. Для сравнения, каждый из Gamescom'ов в последние годы посещало более 300 тысяч человек. По официальной версии подобный расклад не устроил Electronic Arts, которая хотела достучаться до максимально широкой аудитории. В результате в 2016 году компания решила не участвовать в E3, а провести параллельно ей свой собственный ивент в том же Лос-Анджелесе. И этим проблемы E3 не исчерпываются.
НОВОСТНАЯ ДАВКА
Один из главных минусов выставки - это перенасыщенность анонсами. При этом очевидно, что журналисты и блоггеры в первую очередь уделяют внимание раскрученным сериям калибра Fallout или Assassin's Creed. Шанс засветиться на E3 у инди-разработчиков появляется только тогда, когда им удается вписаться в пресс-конференцию компании уровня Microsoft. Впрочем, от переизбытка анонсов страдают и сами крупные издатели. Недаром в последние годы многие из них начали анонсировать крупные проекты не на самой E3, а немного загодя.
Вспомним ту же Electronic Arts: все ключевые шутеры последних лет компания анонсировала за месяц-полтора до E3. Ubisoft в 2018 году анонсировала Far Cry 5 за пару недель до выставки. Видимо, с тем расчетом, чтобы во время традиционной пресс-конференции на E3 эта игра не оказалась в тени Assassin's Creed: Odyssey. В 2019 году Ubisoft провернула аналогичный фокус с новым Ghost Recon. По схожему пути пошла и Gearbox, которая представила Borderlands 3 еще в апреле 2019 года. Не стала рисковать и Paradox, объявив о сиквеле Vampire: The Masquerade - Bloodlines в конце марта прошлого года. При этом и сама Paradox, и компания 2K, издающая третью Borderlands, не принимали участия в E3 2019.
E3 2019 В текущем формате остается актуальной и проблема расходов. Самое очевидное - это аренда места под стенды и их возведение, а строить стенды на выставке могут только определенные компании,аккредитованные руководством самой E3, и за свои услуги они выкатывают весьма нехилый прайс. А ведь есть еще и издержки скрытые. Чтобы успешно выступить на E3, надо подготовить не только трейлер, но и демо-версию, контент из которой вполне может не попасть в релиз. Так было, к примеру, с третьим «Ведьмаком». Получается, вместо того, чтобы трудиться над игрой, сотрудники вынуждены тратить уйму времени на подготовку версии специально для E3.
В ЧЕМ СМЫСЛ?
Крупные издатели уже давно пытаются понять, стоит ли овчинка выделки. Несколько лет назад Ubisoft опрашивала журналистов на тему, как они относятся к выставке, воспринимают ли они ее как главное событие года. А вот Blizzard такими вопросами не задается уже более 10 лет. Именно столько прошло с момента ее последних гастролей в Лос-Анджелесе. Судя по всему, начинает поглядывать на сторону и Bethesda. В 2018 году на E3 она показала только трейлер нового Doom, а геймплейную презентацию отложила до QuakeCon.
В прошлом году от участия в E3 отказалась Сони, хотя до этого она исправно посещала все выставки. Причем объяснение такого шага было очень любопытным. Дескать, июнь - это слишком поздно, чтобы договариваться с розничными сетями о предновогодних продажах. С ними все дела PlayStation обсуждает в феврале, на собственном закрытом ивенте. А ведь, напомним, E3 изначально была заточена именно на такое бизнес-общение. Оставим в стороне тот факт, что важность переговоров с розничными магазинами постоянно снижается по мере роста цифровых продаж. Важно то, что один из крупнейших издателей больше не рассматривает E3 как площадку для таких вот деловых встреч.
Надо понимать еще и то, что выступление на таком крупном мероприятии таит в себе немало рисков. Если проводить пресс-конференцию без громких новинок, то не почувствует ли аудитория себя обманутой? Ведь в последние годы крупные разработчики приучили нас, что их выступления всегда получаются очень мощными. Что бывает, когда ожидания публики не оправдываются, наглядно показал последний Blizzcon 2019. После истории с анонсом Diablo Immortal акции Blizzard просели сразу на семь процентов.
Показательно, что если рассматривать E3 как площадку для анонса игр, то у выставки появился неожиданный конкурент. Речь идет о проводимой в декабре церемонии награждения The Game Awards, которую негласно называют игровым «Оскаром». Год от года число анонсов новых игр на ней только растет. Логика понятна, конкуренция с другими издателями там ниже, да и издержки меньше. Хотя если The Game Awards продолжит развиваться теми же темпами, то через пару лет толкучка будет и там.
КРИЗИС ЖАНРА
Gamescom 2019 Любопытно, что в пору кризиса входят и классические выставки, которые ориентируются именно на посетителей. Вот, например, наш «ИгроМир». Несколько лет назад там с размахом участвовали и Wargaming, и League of Legends, и та же Sony. Но с тех пор количество стендов игровых компаний неуклонно сокращается. В результате, если раньше наш Комик-Кон воспринимался как придаток «ИгроМира», то сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Не все в порядке и у Gamescom, там тоже наблюдается исход игровых компаний, а в прошлом году кельнскую выставку пропустила Blizzard. Да, в 2019 году Gamescom посетило 373 тысячи человек - но с толком проведенная онлайн-презентация или хороший трейлер соберет на порядки большую аудиторию. Яркий тому пример - геймплей Cyberpunk 2077, набравший более 15 миллионов просмотров.
Все это позволяет сделать вывод, что игровые выставки вступают в полосу кризиса. Конечно, за год E3 точно не загнется, но непростые времена ее ждут наверняка.